Немного истории.

К ХVIII в. в России сложилось несколько центров, где процветало и развивалось искусство шитья золотными нитями. На севере это Олонец и Каргополь, на северо-западе - Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны - Арзамас, Лысково и Городец, представляющие одну из самых ярких и малоизвестных страниц традиционной народной художественной культуры Нижегородской земли. Время ее возникновения теряется в веках, а бытовала она вплоть до начала ХХ века.

Сохранившиеся в музейных коллекциях предметы дают веские основания считать, что золотное шитье существовало на территории Нижегородского края в виде промысла, начиная, как минимум, с ХVII века. Центрами являлись крупные села на берегу Волги, к числу наиболее известных принадлежит Городец и Лысково. На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. На юге от Нижнего Новгорода в Арзамасском уезде промысел существовал в селах Выездное, Ковакса, Чернуха. Вышивкой праздничной женской одежды занимались мастерицы Алексеевской женской общины г. Арзамаса.

Изготовление золотной вышивки отличается сложностью, трудоемкостью и богатым разнообразием используемых материалов. Изначально существовало два вида нитей - волоченые и пряденые. Самыми древними считаются волоченые нити. Плоская нить называется "бить", получалась путем протяжки металлической заготовки через мельчайшие отверстия в специальной металической пластине - матрице. Пряденые нити образуются скручиванием, навиванием металлической нити на шелковую или хлопчатобумажную нить так, чтобы она была полностью покрыта золотом или серебром. Для создания рельефных элементов использовались нити сложного сечения, которые назывались канитель и струнцал (трунцал). Канитель представляет собой тонкую проволоку, скрученную в спираль, полую внутри, круглую в сечении. Для изготовления струнцала использовалась плоская бить, скрученная пружиной, в сечении квадратная.

Следует отметить, что золото применялось для изготовления нитей лишь в глубокой древности. Со временем оно заменялось либо тонкой позолотой металлической основы, либо материалами, имитирующими золото. Потому вышивка называется "золотная", то есть изображающая драгоценный металл.

 

Наши работы